Рано или поздно в жизни любых родителей наступает неожиданный и не самый приятный момент. Ребенок, еще вчера восхищавший новыми «умелками» и лучезарной улыбкой, вдруг превращается в капризного хулигана. Отказывается выполнять просьбы, швыряет игрушки, сердится и кричит без всякого повода. Что же происходит с маленьким ангелочком и надо ли родителям срочно принимать какие-то меры по усмирению? Отвечает телеведущая и супермама, автор курса «Материнство без стресса» Тутта Ларсен.

«Мой ребенок не слушается!» Что хотят сказать этим родители? Что ребенок перестал быть покладистым и «удобным». Но это не значит, что у него навсегда испортился характер и пора бежать к психологу. Поздравляем — у вашего малыша всего лишь один из кризисов развития, и бояться его не нужно, а лучше даже порадоваться и поздравить друг друга.

Почему?

Кризис — необходимый период в жизни каждого человека. Всю жизнь мы развиваемся, меняемся и переходим из одного этапа к другому. Дети растут очень быстро, и взрослым кажется, что кризисы следуют один за другим. В определенный момент организм ребенка готов к скачку в развитии, и его психика становится особенно чувствительной к внешним факторам. Нет ничего страшного в изменении поведения малыша — он просто становится старше.

Поймите и примите, что кризисы — это благо, так что встречать их надо с радостью. Ведь с каждым новым этапом развивается не только ребенок, но и вы — как родитель.

Когда?

Психологи разделяют кризисы по возрасту: новорожденного, 1 года, 3 лет, 7 лет и кризис подросткового возраста (после 12 лет). Но не всегда четкая периодизация скачков развития очевидна.

В современных семьях практикуется индивидуальный подход к воспитанию, так что каждый человек развивается в своем темпе. Возраст того или иного кризиса зависит от темперамента ребенка, состава семьи, взаимоотношений с матерью и даже от времени года.

Чаще всего скачок наступает в тот момент, когда ребенок уже достиг определенных качественных характеристик — научился ползать или ходить, говорить, чувствовать свое тело. Теперь у него новые потребности: научиться управлять ситуацией, определять свои границы, расставлять приоритеты в желаниях. И первые люди, с которыми он пробует свои силы, — родители. Им необходимо правильно отреагировать на эту заявку от ребенка, чтобы не нарушить цикл его развития.

Как проявляется?

Кризис — период заметных изменений в образе жизни ребенка. Малыш меняет поведение, режим, требует больше свободы или, наоборот, больше общения с близкими. Может начать активнее проявлять себя в обществе. Не всегда родители готовы быстро среагировать и подстроиться под происходящие перемены. И часто это приводит к конфликтам.

0 — 1–2 месяца — физиологический кризис
Новорожденный постепенно приспосабливается к новой среде. Его организм может отреагировать на новый способ питания и дыхания высыпаниями на коже. Сон новорожденного нерегулярный, он иногда вскрикивает во сне, вскидывает ручки и постанывает.

1 год — кризис исследования
Малыш научился самостоятельно передвигаться. Теперь его желание — изучить все окружающее пространство. А вокруг столько запретов! Родители не разрешают открыть кухонные ящики с «сокровищами», не пускают залезть на подоконник или еще того хуже — сажают в манеж. Результат — протест и возмущение.

3 года — кризис самостоятельности
У ребенка появляется осознанность, интерес не только к предметам, но и к нематериальному миру. Он все больше времени может проводить без мамы и, более того, хочет теперь все делать сам. Основные постулаты этого этапа: «Я хочу!» и «Я могу!».

Как себя вести?

Главная ошибка взрослых, которые сталкиваются с детским кризисом, — то, что они сами начинают вести себя как дети: обижаются, жалуются другим, часто в присутствии ребенка. Этого делать нельзя!

Давайте обратную связь ребенку на все его посылы и твердо, но без повышения голоса обозначайте границы, которые нельзя переступать.

Пример: «В нашем доме не принято бросать игрушки на пол, давай уберем машинку на полку».

Поощряйте хорошее поведение, обязательно хвалите за любые успехи. В момент кризиса родители должны научиться вести себя с ребенком как с более взрослым: прислушиваться, объяснить что-то, тогда он пройдет этот этап и повзрослеет. А если вы будете упорствовать и продолжать общаться с трехлетним человечком, как с годовалым, то этап взросления не пройдет качественно и у малыша может не сформироваться самостоятельность.

Личные лайфхаки Тутты Ларсен
по разруливанию кризисных «вспышек»:

– Пошутите, разрядите обстановку в момент проявления детского «характера».
– Будьте уверены в своей позиции, ведите себя спокойно.
– Возьмите тайм-аут, пообещайте обсудить эту ситуацию через несколько
минут.
– Маленьких детей успокаивайте с помощью телесного контакта:
возьмите малыша на руки, приподнимите над землей.
– Положите ребенку ладонь на голову. Этот жест покажет, что вы — главный и обеспечите защиту.
– Говорите на равных — присядьте на корточки, чтобы пообщаться, тогда вы будете на одном уровне и ребенок лучше услышит и воспримет ваши слова.